Статья: старший воспитатель 1 кв. категории Жданова Галина Михайловна

Работа на перспективу и развитие творчества участников образовательного процесса.

На сегодняшний день к дошкольному образованию предъявляются новые требования. В том числе к характеру и качеству отношений ДОУ и семьи. В Законе “Об образовании” сказано, что “родители являются первыми педагогами своих детей”, и “в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений”. Плодотворная работа по воспитанию ребенка возможна только в атмосфере сотрудничества, взаимодействия и доверия.

В детском саду «Ручеек» проходит много различных мероприятий. Но сегодня я хочу остановиться на цикле педагогических событий «Месячник идей» Этот цикл в развитии творчества играет очень существенную роль. Причём совместного творчества со стороны всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Каждый год в этот цикл включаются самые различные формы, в зависимости от темы, над которой работает детский сад. Это и открытые просмотры, и мастер – классы, и различные конкурсы. Но одна форма уже переросла рамки месячника. Это выпуск газет «Детский сад со всех сторон»

Для того, чтобы сделать родителей нашими единомышленниками, информировать их о содержательной жизни в детском саду, мы в 2010 году организовали выпуск небольших газет для родителей в группах.

Это одна из интересных и эффективных форм взаимодействия, по нашему мнению, Это способ психолого-педагогического просвещения семьи, информирование о жизни детского сада, так же, средство развития творческих способностей педагогов и интересные странички для детей.

Газета, как форма взаимодействия с семьей, хороша еще и потому, что здесь исчезает элемент “принуждения”, о котором с тревогой говорят психологи, подчеркивая, что именно оно отталкивает родителей, мешает восприятию интересной и значимой информации. Газету можно просмотреть, можно не брать, а можно прочитать и применить в практике воспитания собственного ребенка. Информация о том, какая емкая работа ведется с дошкольниками в детском саду, меняет отношение родителей к педагогам и, в общем, к работе ДОУ. Зачастую родители не видят того объема работы, которая ведется с их детьми. Многих, особенно в группах раннего возраста, интересует только то, что и как кушал их ребенок, хорошо ли он спал, а воспитатель не всегда имеет возможность проконсультировать и ответить на вопросы родителей, ведь детей не оставишь без внимания. Информационные стенды, которые есть в каждой группе, родителям зачастую читать некогда, а газету можно взять с собой и уже дома, ознакомиться в спокойной обстановке.

Выпуск газеты - достаточно трудоемкая работа, требующая некоторого количества времени и определенной подготовки. В этот процесс вовлечены все участники педагогического процесса: администрация детского сада, воспитатели, специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель), и родители.

Работа над газетой начинается с определения тем, исходя из происходящих в ДОУ событий и запросов родителей. Следующий этап – подбор информации. Воспитатели собирают стихотворения, высказывания детей, подбирают детские работы, составляют описание наиболее значимых, по их мнению, событий. Специалисты освещают вопросы актуальные на данный момент. Родителям предлагается написать заметку об опыте семейного воспитания. В разных газетах всё может быть совершенно различным, кроме обложки, она должна быть узнаваема, но, ввиду разной тематики, оформление всегда немного разное, в этом тоже проявляется творчество педагогов.  

Выпуск газеты - творческая работа, она не может быть втиснута в определённые рамки, пусть даже самими придуманные. Работа редактора незаметна на первый взгляд.  Прочитав статью, читатель никогда не задумывается над тем, сколько усилий и времени требуется на создание даже небольшой статьи. Выбор темы, способ подачи материала, вёрстка на компьютере…. Без точного понимания, как и зачем будет преподноситься конкретный факт, нет хорошего материала. Сначала появляется тема (проблема), затем идея – как всё это преподать читателю, затем продумывается оформление и заголовок.  Выпускающий газету не имеет права на ошибку, за неё ему придётся отвечать перед самым строгим судьёй – читателем. Но с другой стороны ничто не может сравнить с чувством удовлетворения, когда держишь очередной номер газеты. А ещё газета нужна для  того  чтобы сплотить педагогический  коллектив и родителей, ведь цель у них одна – воспитание детей!

Все материалы газет создают у читателя целостный и эмоционально окрашенный образ учреждения, лаконичны, написаны простым и понятным языком без профессиональной терминологии.

Что даёт нашему детскому саду выпуск газет?

Газета становится актуальной и интересной для читателей. Родители с нетерпением ждут новый номер. Подшивка газет является своеобразным отчетом о жизни и работе детского сада, а со временем станет историей развития учреждения.

Наш опыт показывает, что газета как форма взаимодействия является эффективным средством приобщения родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе. У родителей в результате этой деятельности проявляется интерес к тому, чем живет их ребенок, появляется желание принять участие в жизни детского сада. Результатом нашей работы стало активное участие родителей в организации и проведении тематических занятий, праздников, досугов, днях здоровья, экскурсиях, проектной деятельности. Они с удовольствием откликаются на обращенные к ним просьбы педагогов принять участие в благоустройстве территории детского сада, выставках, соревнованиях.

Следующая форма, на которую хочется обратить внимание, это создание «Волшебной книги природы» Она состоит из экологических сказок, сочинённых педагогами и детьми А затем дети её иллюстрировали. Конечно это не высоко художественные произведения, но здесь выражение собственных впечатлений, радость от совместного творчества со взрослыми. Вы можете создать для своего ребенка собственную книгу сказок. И малыш получит сборник чудесных историй, перед ним произойдет настоящее чудо. Чудо, которое будет воспитывать и сопровождать его в дальнейшем пути, помогать развиваться, расти, иметь свое мнение и понимать мнение других — законы окружающего мира.

Еще в детско-взрослых отношениях всегда должны присутствовать чуткость, доверие, доброжелательность, искренность и открытость. Читая или придумывая сказки, вы вместе с детьми попадаете в волшебное пространство, где вам предоставляется прекрасная возможность проявить эти чувства и стать ближе друг к другу. Сказка учит, воспитывает, развивает и даже лечит.

Прежде чем говорить о совместной деятельности с детьми, необходимо понять, чего больше всего хотят наши детки? На этот вопрос можно с легкостью ответить – внимания своих родителей, их теплоту. Какой бы век не стоял на дворе, какая бы власть не правила миром, всегда детям нужна мамина любовь, папино одобрение, совместные дела.

Если ребенок ходит в детский сад или в школу мама часто успокаивается: они занимаются с воспитателем». Поэтому не стремятся что-то изготовлять вместе. Но это не правильно, некоторые родители даже себе не представляют, насколько важна для ребенка совместная работа, например, рисование или изготовление поделки. В будущем, будет о чем вспомнить. Поэтому, когда вы рисуете вместе или выполняете поделку – не выбрасывайте работы. Сохраните их на память. На своем примере могу сказать, как приятно потом через энное количество времени просматривать свои работы и за чашкой чая их обсуждать со своими родителями. Моя мама, например, собирала мои с братом рисунки и поделки в папке. Она сохранилась и до сих пор.

Польза совместного творчества родителей и детей не вызывает сомнений- это и развитие детской фантазии, креативности, и эмоциональное единение во время совместных занятий. А, когда ребенок видит результат своего творчества, это дает ему сразу множество положительных эмоций - гордость своими достижениями, уверенность в себе, желание дальше заниматься творчеством. К тому же красивая поделка может стать прекрасным украшением дома или группы.

Уже давно психологи и педагоги единогласно утверждают, чтосовместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребенка: совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Кроме того, совместная творческая деятельность – интересное времяпровождение.

   Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в дошкольном  возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Поэтому наша задача всемерно поддерживать и стимулировать развитие у детей творчества. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. В жизни детей творческие способности могут выручить в самых разнообразных жизненных ситуациях. Воображение обогащает жизнь детей, делает её ярче, интересней. Детское творчество отличается от творчества взрослого. Ребёнок действует подсознательно, он не ставит перед собой целей. Ребёнком движет удовлетворение своих потребностей в творчестве, что рождает у них положительные эмоции.

Именно поэтому в нашем детском саду всегда огромное количество выставок рисунков, совместных поделок, итогов кружковой работы.

«Природа и фантазия», «Ниточка – волшебница», «Зимний букет», «Мастерская творческих идей», «Мастерская Деда Мороза», «Осенние фантазии». «Закружила осень золотая - вот небольшой перечень выставок , которые бывают в детском саду.

В выставках принимают участие сотрудники, дети, родители. Творчество воспитателей побуждает родителей не отставать от них, а дети с огромным удовольствием принимают в этом участие. Ведь творчество – это и душа, и радость, и счастье, и сотворчество, а значит будущее наших детей.

Постоянно детский сад принимает участие и получает дипломы и грамоты в муниципальных конкурсах: «Сказок дивный свет», «Красота – источник вдохновения», «Моя будущая семья» , «Весёлые нотки», «Ах блины, мои блины», «Снежный город» и др. Педагоги вместе с детьми у принимают участие в российских конкурсах: «Талантоха»,

«Арт – талант», «МИР», «Подводный мир»

После окончания детского сада наши выпускники приходят в Дом детского творчества, в ДК, в Спорткомплекс, в музыкальную школу, в библиотеку с желанием совершенствоваться. Сотворчество детей и взрослых хорошая база для дальнейшей творческой и радостной жизни.