Формирование основ полоролевого поведения дошкольников в процессе занятий физической культурой.

Инструктор по физической культуре 1 категории Паламарчук Светлана Григорьевна

МБДОУ детский сад «Ручеёк» г. Сорск Республика Хакасия

Тема статьи: Формирование основ полоролевого поведения дошкольников в процессе занятий физической культурой.

На протяжении многих лет я по-разному подхожу к проведению физкультурных занятий для мальчиков и девочек. Считаю, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учета специфики пола ребенка. Не секрет, что в современном обществе все менее отчетливо проявляются черты традиционных свойств личности у детей разного пола: мужественности – у мальчиков и женственности – у девочек. Ни в одном методическом пособии по физической культуре для детского сада вы не найдете различий по проведению занятий: одинаковые упражнения, равная нагрузка, дается одна и та же методика обучения основным видам движений. Отличия встречаются лишь в результатах тестирования уровня физического состояния детей. Как правило, нормативы для девочек несколько ниже, чем у мальчиков.

Я представлю свой опыт работы, направленный на формирование полоролевого поведения мальчиков и девочек на занятиях физической культурой.

Начиная со старшей группы, в содержание занятий, (будь то игровое, учебное, сюжетное, тренировочное) я включаю специальные упражнения для мальчиков, которые способствуют развитию силы, выносливости, воспитывают выдержку, смелость. А для девочек больший упор делаю на упражнения, развивающие пластичность, гибкость, грациозность. Этот подход осуществляю путем деления детей на подгруппы. Например, общеразвивающие упражнения мальчики делают с отягощениями, а девочки выполняют упражнения ритмической гимнастики с лентами. Дети могут быть поделены и в основной части занятия. Но даже если дети все вместе выполняют задания, методические приемы для мальчиков и девочек применяю различные. К примеру, дозировка силовых упражнений для девочек вдвое меньше. Девочки метают мешочки, которые по весу более легкие, чем у мальчиков. При обучении сложным движениям (к ним относятся метание на дальность, прыжки на скакалке, в высоту с разбега), так же требуется разный подход в выборе подготовительных упражнений, так как метание мальчикам дается легче, а вот прыжки, наоборот, быстрее осваивают девочки. Мальчикам я, как правило, отвожу большую часть зала для освоения движений, потому что им свойственно дальнее зрение. А поскольку девочки, в большинстве своем обладают ближним зрением, то им вполне хватает оставшейся части.

Что касается проведения подвижных игр, то и тут роли распределяем, в основном, по половой принадлежности. Мальчикам чаще всего достаются роли медведя, волка, охотника. А девочки охотнее перевоплощаются в лисичек, елочек, белочек.

Требования к качеству выполнения заданий для мальчиков и девочек разные. От мальчиков я требую больших силовых затрат, четкости. А от девочек – выразительности, красоты движений.

В моей практике давно заведено правило: дети помогают мне расставлять и убирать спортивные снаряды. Объясняю, что я – тоже девочка и мне иногда необходима поддержка и помощь. Особенно это важно для мальчиков. Ведь мальчик тем сильнее чувствует себя мужчиной, чем сильнее он чувствует в окружающих его девочках женщин. Мальчикам поручаю объемное и тяжелое оборудование, а девочки, соответственно, отвечают за расстановку легкого, мелкого инвентаря. Это приучает детей к порядку, дисциплине, самостоятельности. Мне хочется, чтобы наши мальчишки выросли ответственными, умеющими оказать действенную помощь и понимающими чужие страдания. Я стараюсь давать им возможность самим принимать решения и ни в коем случае не подавляю инициативу. Не зря я делаю упор на формирование основ мужественности у мальчиков. Ведь воспитание мальчиков в любой стране – это краеугольный камень педагогики. И от того, какие нынче у нас воспитываются мальчики, будет зависеть судьба всей страны.

Хвалить и порицать девочек и мальчиков, я считаю, тоже нужно по-разному. Для мальчика очень важно то, за что конкретно его оценивают. Мальчиков я хвалю примерно так: «Саша, сегодня у тебя получилось отбить мяч гораздо дольше и четче, чем на прошлом занятии. Тренировки даром не проходят. Так держать»! А вот для девочек большое значение имеет, как их оценивают, то есть, им важна эмоциональная окраска: «Лера, я просто восхищена тем, как здорово ты выполнила кувырок».

Хочу еще поделиться опытом работы в рамках темы по самообразованию. Звучит она следующим образом: «Олимпийское воспитание и образование дошкольников». Первое, что я сделала – организовала просмотры фрагментов олимпийских соревнований и подготовке к ним. Особое внимание акцентировала на определении, чем отличаются женские, мужские и командные виды спорта. Затем совместно с детьми и родителями мы оформили альбомы и стенды о видах спорта и о наших олимпийских чемпионах. Большое внимание и интерес у детей вызвало изучение биографий и спортивных достижений наших земляков – знаменитых спортсменов из Хакасии: Ивана Ярыгина, Сергея Карамчакова, Инги Карамчаковой. А как ликовали ребята, когда узнали о высоких спортивных достижениях в вольной борьбе бывшей воспитанницы детского сада Лены Тарасовой. Мы вместе порадовались тому, что Лена принесла частичку славы нашему родному городу.