Образовательные стандарты

Содержание стандарта реализуется через следующие образовательные области: здоровье, коммуникация, познание, творчество, социум.

Содержание образования детей строится на результатах оценки индивидуального развития детей и их достижений. Содержание образовательной области одного возрастного периода накладывается на содержание образовательной области следующего возрастного периода.

В основу системы оценки компетентностного развития ребенка положен процесс интериоризации, когда внешний опыт из стадии понимания переходит во внутренний опыт, поэтому определены три условных уровня:

1 уровень – когда ребенок воспроизводит те или иные действия;

2 уровень – когда ребенок понимает, что он делает;

3 уровень – когда ребенок применяет то, что он умеет.

Для отслеживания уровня развития компетентностей ребенка используется система индикаторов, позволяющая педагогам проводить диагностику и выстраивать планы индивидуального развития ребенка.

1. Образовательная область «Здоровье».

Цель: воспитание сознательного отношения к собственному здоровью, понимания того, что здоровье – главная ценность, дарованная человеку природой.

1.1.Ранний возраст (от рождения до 3 лет)

Содержание области «Здоровье» предполагает формирование здоровьесберегающей компетентности и включает:

овладение детьми культурно-гигиеническими навыками;

освоение элементарных навыков самообслуживания;

овладение достаточным объемом жизненно важных движений;

использование разнообразных двигательных действий (ходьба, бег, ползание, перешагивание).

1.2 Младший дошкольный возраст (3 – 5 лет)

Содержание образовательной области «Здоровье» предполагает формирование здоровьесберегающей и общедвигательной компетентности и включает:

самостоятельное выполнение гигиенических процедур;

осознанное выполнение основных движений;

овладение строевыми и спортивными упражнениями, знание своего тела;

достаточную физическую активность;

овладение элементарными навыками здорового образа жизни.

1.3. Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет)

Содержание образовательной области «Здоровье» предполагает формирование здоровьесберегающей и общедвигательной компетентности и включает:

самостоятельное творческое выполнение основных видов движений;

демонстрацию развитых физических и волевых качеств;

понимание возможностей своего тела;

использование правил здорового образа жизни.

2. Образовательная область «Коммуникация»

Цель: воспитание личности дошкольника, освоившего базовые ценности родного языка, готового к социокультурному взаимодействию на государственном и других языках, способного общаться с окружающим вербальными и невербальными средствами.

.2.1. Ранний возраст (от рождения до 3 лет)

Содержание образовательной области «Коммуникация» предполагает развитие коммуникативно-языковой компетентности и включает:

- развитие разговорной речи детей;

- формирование первых навыков культуры общения;

- быстрое и активное развитие словаря;

- освоение правильной грамматической структуры речи;

- развитие общеречевых умений (речевое дыхание, темп, ритм речи, дикция).

2.2. Младший дошкольный возраст (3 – 5 лет)

Содержание образовательной области «Коммуникация» предполагает развитие коммуникативно-языковой компетентности и включает:

- возникновение новых возможностей в развитии связной речи;

- осуществление творческой речевой деятельности;

- формирование фонематического восприятия речи;

- умение правильно произносить звуки.

2.3. Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет)

Содержание образовательной области «Коммуникация» предполагает развитие коммуникативно-языковой компетентности и включает:

- содержательность и связность речи (диалог и монолог);

- речевое творчество;

- развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности;

- готовность к обучению грамоте и подготовку руки к письму.

3. Образовательная область «Познание»

Цель: формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно-важных проблем:

3.1. Ранний возраст (от рождения до 3-х лет)

Образовательная область «Познание» предполагает формирование сенсорно-познавательной компетентности и включает:

активное познание предметов ближайшего окружения;

установление связи между назначением предмета и действиями с ними;

представления о связи между природными явлениями;

разнообразную деятельность в природе, уход за растениями и животными;

усвоение системы сенсорных эталонов (цветов спектра, геометрических форм);

способность группировать предметы по признакам (форма, цвет, величина.

3.2. Младший дошкольный возраст (3 – 5 лет)

Образовательная область «Познание» предполагает формирование познавательной и информационной компетентности и включает:

усвоение существенных признаков, лежащих в основе родовых обобщений;

формирование обобщенных способов конструирования;

развитие элементарной поисковой деятельности и экспериментирования;

знание признаков и свойств растений, животных и человека, как живых существ, их связь со средой обитания, потребности для роста и развития;

умение пользоваться всеми способами сенсорного анализа предметов и материалов для использования в разных видах детской деятельности;

понимание простейших причинно-следственных связей между назначением предметов, их строением, материалами, из которых они сделаны;

освоение элементарных трудовых навыков;

умение воспроизводить информацию из доступных источников (книги, журналы, рассказы взрослых, телевидение).

3.3. Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Образовательная область «Познание» предполагает формирование познавательной и информационной компетентности и включает:

накопление и обобщение знаний о действительности для развития разнообразных видов детской деятельности;

стремление понять и ценить предметы материальной культуры;

способность экспериментировать, моделировать, заниматься элементарной, поисковой деятельностью;

владение некоторыми способами природоохранной деятельности;

способность сравнивать, обобщать, анализировать;

умения работать с различными источниками информации.

4. Образовательная область «Творчество»

Цель: формирование чувственно-эмоциональной сферы и эстетического вкуса, развитие культуры творческого мышления и воображения у детей дошкольного возраста.

4.1. Ранний возраст (от рождения до 3-х лет)

Образовательная область «Творчество» предполагает формирование творческой компетентности и включает:

эмоциональный отклик на произведения народного искусства;

умение создавать близкие образы формообразующими движениями с помощью карандаша, фломастера, гуаши, пластилина;

различать высокое и низкое звучание музыкальной фразы, желание петь совместно со взрослыми;

знания некоторых свойств изобразительных материалов и инструментов.

4.2. Младший дошкольный возраст (3-5 лет)

Образовательная область «Творчество» предполагает формирование художественно-эстетической компетентности и включает:

развитие художественного мышления;

умение сравнивать художественные образы между собой;

умения передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа в рисовании, лепке, музыке;

умения узнавать и различать контрастные по звучанию знакомые песни и пьесы;

владение опытом элементарного музицирования;

знания о назначении предметов искусства и их создателях;

способность эмоционально откликаться на образное содержание живописи, сопереживать настроению художественных образов;

знания о некоторых видах народно-прикладного искусства;

владение навыками и умениями собственной творческой, изобразительной, декоративной деятельности.

4.3. Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет)

Образовательная область «Творчество» предполагает формирование индивидуально-творческой и художественно-эстетической компетентности и включает:

умение различать и называть жанры живописи, виды прикладного искусства своего народа;

умение различать и называть средства музыкальной и художественной выразительности;

умение самостоятельно выбирать технические способы изображения в соответствии с характером образов;

пользоваться голосом, телом, приемами игры на инструментах для создания собственных музыкальных образов, характеров, настроений.

5. Образовательная область «Социум»

Цель: воспитание социально-адаптивной, творческой личности, способной к позитивному поведению и отношениям в социуме, воспитание любви к Родине, уважения к старшим.

5.1. Ранний возраст (от рождения до 3-х лет)

Образовательная область «Социум» предполагает формирование социально-эмоциональной компетентности в семейных условиях, а также способствует благоприятной адаптации малышей в детском саду и включает:

развитие доброжелательных отношений к близким людям;

обогащение представлений о людях, о ярко выраженных эмоциональных состояниях;

способность выражать отдельные состояния и потребности.

5.2. Младший дошкольный возраст (3 – 5 лет)

Образовательная область «Социум» предполагает формирование социальной и ценностно-смысловой компетентности и включает:

развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию;

формирование социальных ориентаций в области правил и норм культуры поведения и общения, владение культурой общения со сверстниками и близкими;

освоение новых социальных ролей;

приобщение к доступным формам гуманного и культурного поведения;

накопление положительного опыта добрых чувств, поступков, взаимоотношений.

9.5.3. Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет)

Образовательная область «Социум» предполагает формирование социальной и ценностно-смысловой компетентности и включает:

освоение культуры общения со взрослыми и сверстниками, культуры поведения в общественных местах;

углубление представлений о семье и родственных отношениях;

развитие умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими;

самореализация способностей и потребностей в различных видах деятельности;

развитие знаний о себе, об особенностях мужского и женского пола и гендерного поведения, осознание себя как личности «Я – человек»;

формирование поведенческих линий в коллективе и семье, развитие чувства и действия детей на совершение положительных поступков;

знание культурных ценностей своего народа